Урок - клеточка педагогического процесса.

В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.

Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

(Скаткин М.)


Современный урок 

Каждый из нас, современных учителей - практиков¸ не раз задумывался над вопросом: что такое современный урок? Разделяю точку зрения Андрея Викторовича Хуторского: «Современный урок – это урок, соответствующий времени. Под временем я понимаю состояние общества, государства, мира, науки, всех сфер бытия, окружающих человека. А также состояние самого человека, прежде всего, главных героев урока – ученика и учителя.

   Современное-это не сиюминутное. И не то, что кажется модным. Это отнюдь не новые стандарты или ЕГЭ, хотя они и характеризуют нынешнее время, но не определяют его. Современный урок – есть веление нынешнего времени с позиций его сути. А суть нынешнего образовательного времени состоит, на мой взгляд, в усиливающейся потребности обучающегося поколения в самореализации". 


 Марк Максимович Поташник- действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор. Автор более 500 работ по проблемам педагогики, инновационных процессов и управления образованием. Победитель Всероссийского конкурса Лектор года.

 

   В пособии "Как помочь учителю в освоении ФГОС" дается анализ дефектов и достоинств образовательных стандартов, раскрывается их новизна по сравнению с существующей практикой. Приводятся разработки уроков и внеурочных мероприятий, где целенаправленно достигаются высокие предметные, метапредметные и личностные результаты образования, даются ответы на острые вопросы практиков, связанные с освоением ФГОС.

 


В пособии "Требования к современному уроку" на современной научной основе изложены методические требования к основной форме организации образовательного процесса - уроку в условиях развивающейся школы.

  В книге также даются: разработанные с учетом новых требований к современному уроку схема общедидактического анализа урока, методика изучения затруднений учителей в подготовке и проведении урока и другие методические материалы для самообразования учителя и организации методической работы в школе по проблеме освоения новых требований к уроку.




Современный урок литературы     


    Литература — учебный предмет эстетического и духовно-нравственного направлений, и влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности ученика является неоспоримым фактом. Литература — не только прекрасное средство познания мира, но и сила, участвующая в развитии и преобразовании жизни. Она влияет на культурное и политическое развитие человека и общества. Подлинно художественные произведения входят в жизнь человечества; на них воспитываются люди; их высокие идеалы становятся для людей руководством в поведении, в борьбе и труде. «Поэты,— говорил Чернышевский,— руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить всё благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее».

   Не для всех литература станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки литературы помогут: найти себя в этом бурном мире, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть уверенным в себе, правильно оценить свои интересы и способности. Свою профессиональную мировоззренческую задачу автор видит в том, чтобы урок литературы стал уроком (по А.В. Хуторскому):

•             самореализации ученика;

•             открытия нового;

•             создания образовательной продукции;

•             развития компетентностей;

•             коммуникаций;

•             метапредметным;

•             социального учёта.

Данная задача не решается автором одномоментно, но служит основанием для построения системы уроков.

Оптимальные условия для развития мыслительных способностей на уроке литературы созда¬ют ситуации, в которых дети мыслят продуктивно, а результате создают продукт мыслительной деятельности. На уроке в процессе деятельности ученики создают внешний продукт (материализированный): текст в словесной форме, как устной, так и письменной; или в знаково-символической форме: таблица, кластер, схема, модель, вопросы и др.  Автор организует самостоятельный мыслительный процесс путем создания учебных ситуаций, предполагающих самостоятельное мышление учащихся. Самым благоприятным является этап представления материала.  Автор считает, что основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанных этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.


 

        Целеполагание


  Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. «Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах». На уроках в системе предпочтительно не транслировать свою цель, а создавать условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания.  Автор уверен, что лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать».

    Психологи отмечают, что способность к постановке целей, особенно перспективных, является показателем зрелости мотивационной сферы школьника и одновременно влияет на развитие ее волевого компонента. Постановка перспективных целей и подчинение им поведения способствует формированию определенной нравственной устойчивости личности, так как стимулирует процесс определения жизненных планов и уяснения смысла, в том числе и осваиваемой информации, способов ее добывания, переработки, представления.

Для учащихся научение целеполаганию процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:

•    Традиционный, при котором учащиеся принимают цель, объявленную учителем.

•     Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель.

•     Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель

      В системе работы автор использует все три уровня, но предпочтение отдает третьему.  Учит  детей формулировать цели, тем самым переводит их в активную позицию, начинается формирование универсального умения целеполагания. При обучении детей технологии целеполагания автор имеет в виду следующие правила: актуализацию знаний; обозначение темы урока; на более высоком уровне формулирование темы урока дети. Примерные вопросы обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?

Обучает и самостоятельной формулировке цели. Главное в этой работе - не давать детям обобщать цели для всех, а ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл. На каждом этапе урока автор подводит  вывод: «Что это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил?».  Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.


Некоторые приемы целеполагания, используемые автором в системе работы


1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.

Называю тему урока  и предлагаю учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Учащимся предлагается готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать).

2. Работа над понятием.

Предлагаю учащимся для зрительного восприятия название темы урока. Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.

3. Подводящий диалог.

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.


 

 Создание проблемных          ситуаций


    Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

  Автор ставит перед собой задачу - по ходу объяснения создать с помощью специальных вопросов и за¬даний как можно больше ситуаций, когда учащиеся на основании имеющихся знаний и минимальной дополнительной информации самостоятельно приходят к новым умозаключениям или осваивают новые предметные / надпредметные действия. Иными словами, новое знание не дается в готовом виде, а выстра-ивается пошагово в определенной логике с опорой на результаты продуктив¬ной работы учащихся.

   Урок литературы должен быть интересным, разнообразным, емким, содержательным и вырастать из всего многообразия человеческой деятельности: интеллектуальной, эстетической, нравственно-психологической. Поэтому свою активность на уроке, выраженную в применении современных методов обучения и воспитания, автор направляет на активную, продуктивную, познавательную деятельность учащихся, приводящую к формированию нравственно совершенной личности с активными жизненными позициями.

   Высокая мыслительная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность, самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы».

  Активность мышления и интерес учащихся к научному вопросу возникает в проблемной ситуации. Иногда проблему ставит и решает сам учитель. Но высший уровень активности достигается, когда ученик в возникшей ситуации сам формулирует проблему, выдвигает предположения, обосновывает гипотезу, доказывает ее и проверяет правильность решения проблемы. Решение проблемы – это результат анализа новых фактов с опорой на прежние знания, это результат доказательства истинности того или иного положения.

 Продуктивная деятельность ученика на уроке характеризуется рассуждением, размышлением, самостоятельным поиском способа умственного действия, т.е. логическим поиском в условиях проблемной ситуации, определяемым этапами познавательного (мыслительного) процесса (постановки проблемы, выдвижение предположений т.д.). Это ведет к воспитанию самостоятельности ума, формированию опыта деятельности, который невозможно получить по образцу, по алгоритму, поскольку на каждом этапе познавательного процесса требуется новое сочетание приемов умственной деятельности. Продуктивная деятельность учащихся может считаться самостоятельной лишь в том случае, если они в возникающей ситуации самостоятельно проходят все или основные этапы мыслительного процесса, которые требуют активного умственного поиска.